Архив (2011-2015)

Одним касанием

2013
7 декабря - День рождения курильского художника - Николая Ивановича Горского. Поздравляем! В этом году его курильский сезон длился с июня по декабрь.

Горский Николай Иванович родился 7 декабря 1947 года в Свердловске. В 1995 году переехал на Кунашир. Имеет две профессии, два призвания – авиация и живопись. Отдает предпочтение акварели. По собственному признанию, рисует, сколько себя помнит. И не писать не может. Его работы посвящены природе Кунашира и Урала. Кроме того, художник много путешествует и работает в разных странах.

- Вы считаете себя южнокурильчанином?
- Да, считаю, живу здесь, хотя часто выезжаю на материк. В конце 1995 года приехал, а прописка у меня с 1997 года. Моя семья жила здесь около 4 лет, а сейчас они в Екатеринбурге.

- Вы каждый год возвращаетесь на Кунашир?
- По-разному. Иногда каждый год, иногда через год. Когда на материке, то не проходит дня, чтобы не вспомнить Курилы, друзей и знакомых.

- Что Вас так притягивает сюда?
- Я сейчас на пенсии, но зарабатываю картинами, а для художника это, наверное, на земле самое лучшее место. Есть, конечно, много красивых мест, но это одно из самых лучших, это первое. Второе – здесь очень здоровый климат и целебные источники. Это тоже очень большой плюс. И здесь очень интересные люди, такие колоритные характеры.
Но самое главное – это природа. Когда я увидел природу Кунашира, Урал померк. Это на самом деле так. Хотя на Урале тоже немало великолепных видов.
Преимущество Кунашира в том, что здесь изумительные пейзажи практически на каждом шагу. В отличие от Урала. Там всё-таки надо ехать-ехать куда-то прилично, чтобы найти такое очаровательное совершенно место. Тут можно через каждый километр чудесный вид найти. С океаном спорить трудно по красоте.

- Какие места на Кунашире у Вас самые любимые?
- Было самое любимое место – бухточка за Чертовым пальцем. К сожалению, там много разрушили раскопанным карьером. Хорошее место – вид сверху на второй Чертов палец, на океан. И вид в сторону Тяти от стелы с корабликом (на въезде в Южно-Курильск). Еще вид под «Орбитой», где камни в океане. Лагунка (оз.Лагунное) красивое место. Можно перечислять долго.

- Что на острове осталось не тронуто Вашей кистью? Где хотите побывать и что написать?
- На севере острова не был, хотелось бы на севере побывать. И хотелось бы еще с корабля поработать, такой сделать круиз вокруг острова и обрисовать его, так сказать, снаружи, было б здорово. Водопад Птичий как раз нужно со стороны моря писать. Я его один раз видел со стороны моря.

- Когда Вы начали рисовать?
- Сколько я себя помню, я рисую. Мне просто очень нравилось карандашами рисовать. Начинал цветными карандашами, как обычно дети рисуют: друг у друга перерисовывают самолеты, танки, деревья. Мать учила, отец немножко учил простым, обыкновенным рисункам. Для ребенка самые простые рисунки поначалу даются трудно, нужно показывать как это: простой домик, грибок, дерево – все нужно показать. Когда начинает получаться, возникает интерес, хочется еще, еще, еще. Сколько я себя помню, в детстве я рисовал дни и ночи напролет при первой же возможности, если были карандаши и бумага, больше ничего не нужно было. На стенах рисовать не разрешали, я бы все стены изрисовал, конечно.

- Среди Ваших предков есть художники?
- Нет. Родственники есть: в Алма-Ате есть серьезный художник, даже фамилия такая же Горский. Хорошо рисовал дед по отцовской линии, у него рисунок получался совершенно свободно, практически идеальный. Но он рисовал только по просьбе детворы угольком на фанере.

Расскажите про Вашу семью. Кто- то из детей хочет продолжить Ваше дело?
- У меня шесть дочерей, из них никто не рисует. Десять внуков. А вот внуки с удовольствием рисуют, у них получается, но трудно сказать пойдут ли они в это дело. Художник – это сложная профессия. Даже из окончивших академию и художественные училища, мало кто остается на этом поприще.

- В этот приезд Вы реализовали в Южно-Курильске крупный художественный проект – расписали на площади стенды, бывшие доски почета, напротив здания местной администрации. Расскажите про эту работу.
- В реальности они не были никогда досками почета, их задумывали так, и даже была надпись, но никогда там не висели никакие фотографии, они просто белыми были долгие годы.
Мысль что-то исполнить на этих стендах была давно, типа мозаики. Но мозаика очень сложно и долговременно. У администрации Южно-Курильска тоже такая идея давно зрела. Что-то надо было там сделать! В прежние времена это могли быть, допустим, темы плакатного типа: суровые рыбаки с сетями, мачтами, кораблями и рыбой, естественно. Но я думаю, курильский пейзаж - это уместнее. Не у всех южнокурильчан есть возможность и время путешествовать по острову и видеть эту прекрасную природу. Приезжие тоже не все успевают посмотреть. А посмотреть хотя бы три-четыре самых известных вида Кунашира – это уже интересно.
Мэр Василий Дмитриевич Соломко обратился с этим ко мне, и я, конечно, с удовольствием взялся за эту работу. Тематику предложил я, возражений не было. В принципе возразить против нашей природы трудно. В результате появились виды на вулканы Тятя и Менделеева, на мыс Столбчатый, на кальдеру вулкана Головнина и на бухту Горячего пляжа. Долго раздумывал над последней картиной, что туда поместить, и остановился на ночном пейзаже этой бухты.

- А технически было сложно работать? Вы писали по фотографиям или на память?
- Технически это не просто. И для меня было сложно, потому что тут живопись масляными красками, а я маслом работаю мало. В этой работе был комплексный подход: часть писал с фотографий, часть с ранних работ. Делал эскизы. Немножко фантазии. Нужна ведь не фотография, а нужно создать образ этого острова. Художник, когда пишет картину, он не копирует слепо, а он создает очарование. Как это удалось, это другой вопрос. Но сверхзадача такая.

- Почему в Вашем творчестве акварель стала главнее масла?
- Сначала это было вынужденно, потому что в то время в условиях дефицита была проблема приобрести материалы: то одних тюбиков масляной краски нет, то других, то кистей. А акварельные краски продавались всегда набором в коробках, все цвета. И по цене они были более приемлемы. Это первое. А второе: акварель очень мобильна, она мало весит, по сравнению с маслом в десятки раз. Если работаешь маслом, надо носить с собой тяжелый этюдник, холсты, краски в тюбиках, само масло, растворитель – много всего. Акварель гораздо проще в этом отношении. Постепенно я освоил эту технику. Она стала для меня любимой.
Вообще на сегодняшний момент в изобразительном искусстве довольно много различных техник: уголь, пастель, масло, темпера, акварель, карандаш, цветные карандаши. У каждой техники, конечно, свои преимущества и свои недостатки, но есть еще смешанная техника, так тоже можно. Дело не в том, чем рисуешь, а в том, что ты создаешь. Вот эта цель главная, для нее все средства хороши. Для одной картины подойдет акварель, а для другой, допустим, только масляная живопись - в одну телегу впрячь не можно коня и трепетную лань. Все зависит от цели. Картина - это серьезно. Картина находится, неважно где, очень долго, ее постоянно смотрит большое количество людей, она создает настроение, поэтому отношение должно быть тоже к этим вещам соответственное.

- Планируете осуществить аналогичные художественные проекты на улицах Южно-Курильска, например, роспись стен зданий?
- Да, по возможности, были уже предложения от администрации, хотели оживить, раскрасить бортики катка. Может быть, поработать на стенах каких-нибудь домов. Это здорово, но это трудно осуществить технически: нужны строительные леса и тому подобное.

- В других городах Вы работали над уличной живописью?
- Давно, в советское время в Екатеринбурге и по области расписывал панно в нескольких домах культуры. И когда учился в летном училище. Наш замполит активно претворял в жизнь наглядную агитацию, поэтому мы рисовали плакаты для общежития, практически все здание было увешено плакатами. Это практически монументальная живопись, но не на стене, а на холстах. Для меня это была серьезная работа.

Вы же летчик. Какую часть Вашей жизни заняла эта профессия, есть ли взаимосвязь с занятием живописью?
- В общей сложности 27 календарных лет пролетал. Начинал с Ан-2, потом Ан-24 и закончил летную карьеру Ту-154 в 1995 году.
Как ни странно, взаимосвязь летной профессии и рисованием существует. Авиация требует точности, дисциплины, смелости, вплоть до отваги. Чистый лист бумаги требует того же самого. Живопись так же, как и небо, не прощает ошибок. Рядовой зритель может не замечать ошибок художника , но интуитивно он их чувствует, то есть картина не нравится.

- Когда Вы были в авиации, живопись тогда была просто Вашим хобби?
- Понимаете, мой знакомый художник говорил: художник – это не профессия, это болезнь. Если человек не может не писать, он может назвать себя художником. У меня эта болезнь с детства до сегодняшнего дня не проходит. Я могу, конечно, не писать какое-то время, месяц- другой, но потом… уже такой зуд начинается, просто невозможно терпеть: дайте краски, бумагу, скорей, скорей что-нибудь наваять! Я, конечно, очень этому рад, что имею такое свойство.
За этим всем труд и, безусловно, теория. Кроме того, что надо трудиться, нужно постоянно учиться, постоянно читать литературу по изобразительному искусству, ведь многое не знаешь, многое забывается, постоянно какие-то интересные вещи можно откопать. С коллегами-художниками тоже необходимо регулярно общаться.

- Часто художники говорят, что они не рисуют, а пишут, именно пишут свои картины, какое Ваше мнение?
- Спасибо за интересный вопрос, на мой взгляд это не существенно, но не все так просто. Здесь необходимо краем зацепить теорию живописи. Есть, например, такое понятие - константность зрительного восприятия, это когда небо всегда голубое, трава зеленая, а море синее, такое восприятие сидит в каждом из нас с незапамятных времен сотворения мира. Перед художником же стоит совсем не простая задача: преодолев свое консервативное мышление, на чистом листе, отразить, написать живописными цветовыми пятнами алый рассвет, сырой туман, жестокий шторм или полный штиль, словом создать образ места и времени. Уверяю, что осуществить такое можно лишь вооружившись обширными знаниями и опытом. Стоя перед картиной, попробуйте, мысленно конечно, соскоблить слой краски и если почувствуете, что дальше за краской холст или бумага, то картина нарисована, но если там, за слоем краски продолжается алый рассвет, сырой туман или жестокий шторм, то прочь всякие сомнения, картина, безусловно, написана. Так что, чтобы говорить, что я пишу, необходимо ой ёёй какие основания иметь. Прошу прощения за несколько витиеватый слог, а также прошу учесть, что всё, о чём я говорю, относится к реалистическому искусству.

- Где Вы профессионально обучались изобразительному искусству?
- Я окончил Свердловское художественное училище, вечернее отделение. У нас был директор Павел Петрович Хожателев, очень строгий преподаватель. Остальные преподаватели тоже к нам строго, добросовестно относились. Хожателев в то время не считал меня очень уж способным. Когда я принес дипломную работу, он не поверил, что это я ее написал, и закатил мне скандал. Почему – я до сих пор задаюсь вопросом. А это была такая смешная работа пастелью: маленькие девочки у зеркала стоят в материных туфлях и сорочке, разворотили ее сумку и мажут друг другу губы маминой помадой.

- Так интересно! Просто привычно, что Вы в основном пишите пейзажи и натюрморты. А вот людей…
- На заказ пишу портреты. Если заказывают, но сам практически нет. Пейзаж – это моя любимая тема.

- А изображения животных?
- Нет. Вот редкий случай – косатка и дельфины на картинах на площади Южно-Курильска. На заказ – пожалуйста.

- Ваши самые любимые цветы?
- Рисовать люблю пионы. Они наиболее эффектны, это роскошные цветы, и в акварели неплохо получаются.

- У Вас есть увлечения в свободное от живописи время?
- Люблю самодельные вещи, что-нибудь изобретать. С детства авиамоделизмом занимался, но мечтаю сделать модель парусного судна. В Екатеринбурге смастерил легкую (15 кг) байдарку из сосновых реек, для спокойной воды. Ещё люблю путешествия, ближние, дальние и очень дальние.

- После работы на природе, бывает, что Вы дома дорисовываете свои картины?
- Очень редко. Если только вижу грубые ошибки. Вообще-то, это не рекомендуют делать ни учителя, ни профессиональные художники, потому что можно еще больше наделать ошибок. Зарисовка с натуры ценна именно тем, что она и написана с натуры. И делать это надо одним касанием. Исправлять там ничего не надо. Лучше такую же работу попробовать написать заново дома.

- У Вас есть любимые художники?
- Безусловно. Самым сильным я считаю русского художника Семирадского. Безусловно, пейзажисты Куинджи, Шишкин, Репин, Крамской классики русской живописи.
Из иностранных художников мой кумир – итальянец Челомми Паскуале. В Свердловской художественной галерее есть его картина “Прачка”. Она меня просто завораживает. Я часто захожу просто посмотреть на эту картину.

- Кто из современных художников Вам нравится?
- Сложно сказать. В Москве пишет акварелью Андрияка. Есть во Владивостоке малоизвестная Анна Копытина, начинающая художница, но очень талантливая, одна её работа в нашем музее. Очень даровитые ребята на Дальнем Востоке, в Сибири, на Урале. Замечательный художник Кагунькин, писал здесь на Кунашире, он сейчас в Америке. Настоящие мастера живописи всегда были и есть, их много, и всех перечислять займет слишком много времени.
Считаю необходимым сказать, что современная живопись в значительной степени переживает упаднический период, по моему мнению. Причина – бизнес, нажива. Как можно меньше поработать, как можно больше заработать – принцип такой. В результате смотреть не на что, основные затраты на пиар. Получаются неплохие деньги за плохие работы.

- У Вас есть мечта художника, может, выставка или участие в каком-то проекте?
- Нет. Мечта нормального художника – написать шедевр, шедевр с большой буквы. Что называется, взглянул и потерял дар речи. Так писал Семирадский. У него что ни картина, то именно шедевр. Одна из его лучших картин находится в Пермской галерее, называется “Римские бани”. Это шедевр. А что касается участия в проектах и выставках то, как говорится, по мере сил и возможностей.

- Ваш шедевр еще впереди?
- Конечно. У меня уровень довольно высокий, я себе знаю цену, не собираюсь её ни умалять, ни завышать. Но стремление есть, может, я достигну этого совершенства, может, в скором даже времени, кто его знает…

- Вы много путешествуете. Где бы хотелось побывать?
- Хотел бы побывать в Китае, в Австралии, в Канаде, в Америке – и в Южной Америке, например, в Перу, и мельком в Штатах. В Африку не тянет, не знаю почему, может быть, со временем…

- Из стран, где Вы уже были, какие особенно тронули Вас?
- Индия и Мексика. Я там был в 1980 и 1978 годах, соответственно.

- Вы пишите картины во время путешествий по другим странам?
- Да. Акварель мобильна, всего один-два килограмма веса, что позволяет работать в дороге.

- Куда планируете в ближайшее время?
- Этой зимой хочу поехать или во Вьетнам, или в Китай. В Китае интересно пройтись пару километров по Великой стене.

- Когда обратно на Кунашир?
- Собираюсь в апреле, после Вьетнама. Снова писать.

Сайт с работами Горского Н.И.: http://nigor.ru/

Интервью подготовлено Ольгой Соковой (отдел экологического просвещения заповедника)

Николай Иванович Горский за работой. Автор фото: Ольга Сокова.

Н.И. Горский оформляет панно ( курильский пейзаж - кальдера вулкана Головнина) в центре пгт. Южно-Курильск. Автор фото: Ольга Сокова

Из новых работ Н.И.Горского: В лунном свете.

Из новых работ Н.И.Горского: Ожидание мечты.

Выпускная дипломная работа Н.И. Горского